воскресенье, 25 марта 2012 г.

Урок окружающего мира "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?"


Аннотация к уроку «Окружающий мир»
 Тема. «Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?»
Это первый урок в разделе «Почему и зачем?»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела.
Задачи урока: формировать представление о звездах, Солнце как ближайшей к Земле
                         звезде;         
                        научимся изготавливать модели звезд;
                        познакомить с созвездием Льва;
                        воспитывать трудолюбие, толерантность, взаимовыручку.
         На уроке использовалось оборудование: компьютер,  приложение на электронном носителе, мяч, горошина, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, атлас – определитель «От земли до неба», «Научный дневник», пластилин, принадлежности для лепки, черные круги, клей, ножницы, индивидуальные сигнальные карточки.
         Дети должны будут усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда; научиться узнавать созвездие Льва.

Название УМК  «Школа России» Предмет «Окружающий мир» А.А.Плешаков Класс 1

Тема урока. Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела.

Задачи урока: формирование представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле
                         звезде;         
                        научимся изготавливать модели звезд;
                        познакомиться с созвездием Льва;
                        воспитание трудолюбия, толерантности, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер,  приложение на электронном носителе, мяч, горошина, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, атлас – определитель «От земли до неба», «Научный дневник», пластилин, принадлежности для лепки, черные круги, клей, ножницы, индивидуальные сигнальные карточки.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда; научиться узнавать созвездие Льва.
I. Организационный момент.
Дети берутся за руки и произносят: «Мы – друзья, мы – друзья, мы – друзья!»
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
II.Самоопределение к деятельности.
-Прочитайте на с.31 название раздела. (Почему и зачем?)
-Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос. Давайте прочитаем его.
(Вопрос записан на доске: Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Солнце и звездах.)
      -Познакомьтесь с учебными задачами, которые мы поставим перед собой ( с.32)
     III. Работа по теме урока.
1.                  Беседа, работа по учебнику.
-Отгадайте загадки.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое-прежаркое.   (Солнце).                              

                                Лишь солнце погасло,
                                 И стало темно,
                                 Как по небу кто-то
                                 Рассыпал зерно.
                                 Какое?
                                 Не знаю…
                                 Добавлю одно,
                                 Чтоб было блестящим
                                  И ярким оно.   (Звезды).
-Как эти два понятия могут быть связаны между собой?  (Ответы детей).
2. Работа с компьютером.
3. Учебник с. 32. Учащиеся читают текст, рассматривая рисунок.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1.  Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какая из этих звезд – Солнце? Обоснуйте ответ. Выполните задание.
№2.  Какое у вас сейчас настроение? От чего оно зависит? Выполните задание.
5. Моделирование (групповая работа).
(Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает вылепить их из пластилина. Пока дети лепят, учитель рассказывает о звездах)
IV. Физкультминутка.
(Учитель читает загадку, учащиеся выполняют движения)
                                 Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)
Надувает красный шар, (дети дуют и разводят руки.)
А как выпустит из рук- (поднять руки вверх, хлопок.)
                                Станет вдруг светло вокруг. (Поворот).
                                Что это за шар? (Солнце).
V.  Закрепление.
1.Беседа, работа по учебнику.
-Что такое Солнце? (Ближайшая к Земле звезда).
-Что создает нам Солнце? (День). --Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звезд незаметен).
-Кто изучает  звезды?  (Астрономы).
-С помощью чего астроном изучает звезды? (С помощью телескопа).
-Кто знает, как раньше называли астрономов? ( Звездочетами).

          Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
--Рассмотрите рисунок на с.33. Как называется это созвездие? Почему? (Это созвездие Льва, потому что напоминает льва).
2. Компьютер. Дети смотрят созвездие Льва, а учитель рассказывает миф о нем.
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немеи. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него три стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на него и задушил голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла  Геркулесу  панцирь и шлем. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, это значит «царь».
--Итак, из чего состоят созвездия? (Из звезд).
--Что такое звезды? (Огромные пылающие шары).
3.Закрепление. Рабочая тетрадь №3. Дети выполняют работу в парах.
4. Творческая работа.
Учащиеся в группах изготавливают панно «Звездное небо».
На круг черного цвета наклеивают желтые горошины из пластилина.
5. Ребята, задумайтесь, а что будет, если погаснет Солнце? (ответы детей)
При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутых к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце дает нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в скрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, дает нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки – нас тоже согревают солнечные лучи, «спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце – на Земле исчезнет жизнь.
VII.           Рефлексия.
На все ли вопросы вы могли ответить?      
Оцените свои достижения (учащиеся показывают свой знак).
VII. Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали на уроке?
Что такое Солнце?
Получились ли у вас модели? Покажите.
Какое созвездие мы учились находить?

Комментариев нет:

Отправить комментарий